Вы можете полностью настроить показ слайдов на странице настроек темы. Вы также можете легко отменить показ слайдера на определенной части вашего сайта, как: категории, теги, архивы и т.д. Далее »

Вы можете полностью настроить показ слайдов на странице настроек темы. Вы также можете легко отменить показ слайдера на определенной части вашего сайта, как: категории, теги, архивы и т.д. Далее »

Вы можете полностью настроить показ слайдов на странице настроек темы. Вы также можете легко отменить показ слайдера на определенной части вашего сайта, как: категории, теги, архивы и т.д. Далее »

Вы можете полностью настроить показ слайдов на странице настроек темы. Вы также можете легко отменить показ слайдера на определенной части вашего сайта, как: категории, теги, архивы и т.д. Далее »

Вы можете полностью настроить показ слайдов на странице настроек темы. Вы также можете легко отменить показ слайдера на определенной части вашего сайта, как: категории, теги, архивы и т.д. Далее »

 

Мы должны следовать настроению служения Лалиты Деви

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

(отрывок из четвертой главы «Божественного руководства»)

«Вступить во Вриндаван мы можем лишь по милости Шримати Радхарани. Но Она постоянно занята в служении Кришне, и на нас у Нее нет времени, однако по Ее милости Ее самая близкая, лучшая и величайшая спутница, Лалита Деви, может дать нам доступ. Лалита Деви возглавляет группу сакхи, подруг Шримати Радхарани; она очень милостива и может пустить нас во Враджа Дхаму, Вриндавана Дхаму».

В действительности Радхарани сама не дает доступ. Допуск в этот мир даруется сакхи, подругами Радхарани. Что же касается нас, то мы находимся в группе Лалиты Деви, и в этой группе Рупа Манджари — старшая среди всех манджари, а Лалита Деви — наша госпожа. Мы молим ее о том, чтобы она приняла нас и заняла в служении. Наша надежда очень велика, так как Лалита Деви чрезвычайно милостива, подобно Нитьянанде Прабху. Она испытывает огромную нежность ко всем и возглавляет всех сакхи.

Есть восемь главных гопи, известных как ашта-сакхи: Лалита, Вишакха, Читра, Чампакалата, Тунгавидья, Индулекха, Судеви и Рангадеви. Лалита Деви возглавляет их всех. Также у нее есть своя собственная группа, с помощью которой она устраивает все для поддержания служения Радхарани. Она — главная повелительница нашего духовного «я». Сейчас нам не стоит размышлять о столь возвышенных темах, поскольку мы облачены в материальные тела; однако это цель нашей жизни. Поэтому с полным почтением мы должны поклоняться этому и не совершать никаких оскорблений в святой Дхаме.

Очень трудно жить во Вриндавана Дхаме. У нас должно быть исключительное настроение служения Радха-Кришне, благодаря чему нам могут даровать там определенное место. По милости Лалиты Деви через нашего Шрилу Гуру Махараджа и Рупу Госвами это возможно. Если мы будем стремиться видеть все в таком свете, то у нас не возникнет никаких проблем.

Мы невероятно удачливы, ибо по милости Шрилы Гуру Махараджа мы попали во Вриндавана Дхаму. На самом деле Вриндаван находится в трансцендентном мире, и мы не можем достичь его с помощью нашего материального тела. Но здесь у нас есть особая возможность по милости Махапрабху, а также по милости Шримати Радхарани. Мы подобны пчелам, желающим вкусить мед из плотно закрытой банки. Но Они могут даровать нам шанс достичь этого трансцендентного мира. Банка запечатана, пчела не способна открыть крышку и получить мед. Это всего лишь пример, благодаря которому становится понятно наше нынешнее положение. Для пчелы мед недоступен, и наше положение подобно этому, но насколько мы все-таки близки к меду!

Вступить во Вриндаван мы можем лишь по милости Шримати Радхарани. Но Она постоянно занята в служении Кришне, и на нас у Нее нет времени, однако по Ее милости Ее самая близкая, лучшая и величайшая спутница, Лалита Деви, может дать нам доступ. Лалита Деви возглавляет группу сакхи, подруг Шримати Радхарани; она очень милостива и может пустить нас во Враджа Дхаму, Вриндавана Дхаму.

Однако есть еще один важный вопрос. Действительно ли мы этого желаем или нет? Мы слышали о Вриндавана Дхаме, но слышали это посредством материальных чувств, опираясь на свои прошлые мирские переживания. Однако некоторая суть проникла сквозь это, и мы подумали: «Мне нравится Вриндавана Дхама». Но, подобно Шри Харинама маха-мантре, Вриндавана Дхама также трансцендентна. Если мы желаем вступить туда, нам необходима особая милость Шримати Радхарани, которую можно получить от Ее спутниц. И получить ее можно, лишь пребывая в настроении величайшей жажды этого нектара.

Шрила Рупа Госвами сказал:

кр̣ш̣н̣а-бхакти-раса-бха̄вита̄ матих̣
крӣйата̄м̇ йади куто ’пи лабхйате
татра лаулйам апи мӯлйам экалам̇
джанма-кот̣и-сукр̣таир на лабхйате

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 8.70)1

Мы можем совершать многие виды различного служения Господу, но это не показатель того редчайшего стремления, необходимого для Вриндавана Дхамы. Нам необходимо общаться с обитателями Враджа Дхамы, слушать о лиле Кришны, погрузиться в шраванам, киртанам, вишнох-смаранам, пада-севанам и т. д. Благодаря этой деятельности в нашей жизни в самопредании Господу к нам придет вдохновение, и по беспричинной милости Шримати Радхарани такой вид жертвенного устремления (кр̣ш̣н̣а-бхакти-раса-бха̄вита̄ матих̣) может войти в наше сердце. Для этого мира это чрезвычайно редко, но такова высшая цель нашей жизни. Мы нуждаемся в этом. Находясь в материальном теле, мы не способны прикоснуться к этой упоительной лиле, но мы можем немного узнать об этом через цепь наших учителей, гуру-парампару.

иш̣варах̣ парамах̣ кр̣ш̣н̣ах̣
сач-чид-а̄нанда-виграхах̣
ана̄дир а̄дир говиндах̣
сарвва-ка̄ран̣а-ка̄ран̣ам

(«Шри Брахма-самхита», 5.1)

«Верховный Господь, сама истина, сознание и счастье — это Говинда, Шри Кришна. Он не имеет начала, являясь источником всего сущего и Причиной всех причин».

Таково Его положение.

на̄ма чинта̄ман̣их̣ кр̣ш̣н̣аш́
чаитанйа-раса-виграха
пӯрн̣а ш́уддхо нитйа-мукто
’бхиннатва̄н на̄ма на̄мин̣ох̣

(«Бхакти-расамрита-синдху», 2.223)

Нет никакого различия между Святым Именем и Кришной. Они Оба трансцендентны, поэтому никакое мирское знание и материалистичная деятельность не помогут нам прикоснуться к этому экстазу. В Упанишадах сказано:

на̄йам а̄тма̄ правачанена лабхйо
на медхайа̄ на бахуна̄ ш́рутена
йам эваиш̣а вр̣н̣уте тена лабхйас
тасйаиш̣а а̄тма̄ вивр̣нуте танӯм сва̄м

(«Мундака-упанишад», 3.2.3)

«Всевышний не достижим ни благодаря проповеди, ни благодаря глубокому познанию писаний. Он достижим лишь для того, кого Он выберет Сам. Именно такой личности Он открывает Свой истинный облик».

Когда с высшего уровня беспричинная милость нисходит и прикасается к падшей душе, она ощущает: «Что-то прикоснулось ко мне, что-то настолько возвышенное и благое». К примеру, если я прикоснусь к муравью, то он немедленно ощутит это прикосновение. Но контролирую это я, а не он. Когда я подниму свой палец, он может ощутить: «Что-то появилось и прикоснулось ко мне, а сейчас ушло прочь». Он не способен контролировать ситуацию или что-либо изменить, ибо это ему не по силам.

Кришна поступает с нами так же. Когда само трансцендентное знание нисходит и прикасается к нам, тогда мы можем понять это; в противном же случае это вне нашего понимания. Это не механический процесс. Путь один: йам эваиш̣а вр̣н̣уте тена лабхйас. Если мы в полной и беспримесной преданности примем прибежище у лотосоподобных стоп Кришны, то Кришна, несомненно, будет милостив к нам; и это дарует нам маленькую надежду. Все зависит от сладчайшей воли Шри Кришны, и это единственный путь, где мы можем обрести некоторое положение и доступ в мир божественного бытия.

Зачем же тогда мы совершаем такую деятельность, как поклонение и т. д.? Просто наша практика состоит в том, чтобы все подносить лотосоподобным стопам Кришны, включая и самих себя. Мы стремимся практиковать в этом направлении.

Но Кришна говорит в Бхагавад-гите (18.66):

сарвва-дхармма̄н паритйаджйа
ма̄м экам̇ ш́аран̣ам̇ враджа
ахам̇ тва̄м̇ сарвва-па̄пебхйо
мокш̣айиш̣йа̄ми ма̄ ш́учах̣

«Полностью отвергни все виды религии, приняв исключительное прибежище во Мне. Я освобожу тебя от всех видов скверны. Никогда не падай духом».

йат карош̣и йад аш́на̄си
йадж джухош̣и дада̄си йат
йат тапасйаси каунтейа
тат куруш̣ва мад-арпан̣ам

«О Арджуна, сын Кунти, какую бы деятельность ты ни совершал — мирскую или духовную, ел бы, проводил жертвоприношение или давал пожертвования, какие бы аскезы ты ни принимал и обеты ни давал, — выполняй все это как подношение Мне» (Бхагавад-гита, 9.27).

Есть множество подобных стихов. Например:

даивӣ хй эш̣а̄ гун̣амайӣ
мама ма̄йа̄ дуратйайа̄
ма̄м эва йе прападйанте
ма̄йа̄м эта̄м̇ таранти те

«Эту Мою надмирную, сверхъестественную и вечную энергию, проявляющуюся в трех гунах природы, чрезвычайно трудно превзойти. Однако те, кто принял прибежище исключительно во Мне, кто полностью предан Мне, конечно же, способны выйти из-под влияния этой непреодолимой иллюзии» (Бхагавад-гита, 7.14).

Кришна ждет полного самопредания, и тогда Он возьмет нас под Свое личное покровительство. Когда же Он примет нас, наши тела станут трансцендентными.

дикша̄-ка̄ле бхакта каре а̄тма-самарпан̣а
сеи-ка̄ле кр̣ш̣н̣а та̄ре каре а̄тма-сама

сеи деха каре та̄ра чид-а̄нанда-майа
апра̄кр̣та-дехе та̄н̇ра чаран̣а бхаджайа

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Антья-лила, 4.192, 193)2

Когда обусловленная душа принимает прибежище у лотосоподобных стоп Кришны, Кришна принимает ее и обеспечивает всем, в чем она испытывает нужду. Он дарует все, что необходимо, делая ее совершенной в ее трансцендентном положении. Главное — это самопредание. Полностью предавшаяся Господу душа уже не заботится о себе.

ма̄наса, дехо, гехо, йо кичхӯ мор
арпилун̇ тува̄ паде, нанда-киш̣ор

сампаде бипаде, джӣване-маран̣е
да̄й мама гела̄, тува̄ о-пада баран̣е…

(«Шаранагати») 3

Шрила Бхактивинод Тхакур сказал: «Все, чем обладаю, я подношу лотосоподобным стопам Кришны. Я не знаю, что у меня есть, но что бы ни имел, прошу Тебя, прими это и займи в служении Себе. Отныне я не буду заботиться о себе. Ты можешь поддерживать жизнь в моем теле или нет, ибо это теперь зависит от Тебя, а не от меня. Я буду лишь стремиться к служению Твоим святым лотосоподобным стопам».

С того момента, как обусловленная душа принимает прибежище у лотосоподобных стоп Кришны, Кришна начинает рассматривать ее как Свою собственность.

ракш̣а караби тухун̇ ниш́чайа джа̄ни
па̄на карабун̇ ха̄м йа̄муна-па̄ни

Бхактивинод Тхакур говорит в «Шаранагати»: «Ты должен спасти меня. Я знаю, что это Твой долг, поэтому чего мне бояться? Я могу без страха прыгнуть в отравленные воды озера Калии; я могу делать все».

Здесь мы можем увидеть главное — веру в Кришну. Подлинно трансцендентный мир — это мир веры. И в этом мире вера — это земля, основа. Если мы живем, проникнувшись полной верой, то тогда обязательно достигнем высшего блага, какого только можно достичь.

Есть один пример, который вы, наверняка, слышали. Полицейский в погоне за преступниками может по ошибке убить кого-то, но вся ответственность за его поступки, даже за его ошибки, ложится на правительство, а не на полицейского. Он должен задержать преступников; в этом его долг. И это главная мысль. После самопредания все плоды наших поступков приходят к Кришне, а не к нам; однако самопредание должно быть полным. Это главное качество обусловленной души. После этого все зависит от Кришны, и лишь Он знает, как Он будет опекать эту душу.

По лилам Кришны и Его преданных вы можете понять, в чем воля Кришны, а в чем — нет. Если вы стремитесь обрести это знание и поддерживать свою преданность Господу в этом окружении, то вы ничего не будете бояться. Этот совет приходит в рамках нашего первичного и вторичного обучения. Однако высшее положение приходит по милости спутниц Радхарани. Если мы обладаем подобным высшим стремлением, то оно придет к нам. Любой, кто обладает этим особенным качеством сильнейшего стремления — жажды по мадхура-расе, — обретет ее. И это действительно так. Лишь сильный голод по этой лиле может даровать нам маленький шанс.

а̄ш́а̄-бхараир-амр̣та-синдху-майаих̣ катхан̃чит
ка̄ло майа̄ти гамитах̣ кила са̄мпратам̇ хи
твам̇ чет кр̣па̄м̇ майи видха̄сйаси наива ким̇ ме
пра̄н̣аир враджена ча варору бака̄рин̣а̄пи (4)

В святой жизни Шрилы Рагхунатха Даса Госвами мы видим: он провел свою жизнь, примерно восемьдесят лет, во Вриндаване, пребывая в особом настроении пылкого желания. Он явил через свое положение и свою лилу, как это настроение глубокого желания может низойти к дживе-душе. Шриман Махапрабху проявил все виды бхавы, включая и махабхаву, в этом материальном мире. Он вкушал это, сам Кришна вкушал это, и благочестивые души могут узреть это, а также Его атрибуты и Его спутников. Ради благочестивой души все является ей так, чтобы помочь ей следовать к месту ее назначения.

Дас Госвами сказал: «Я лишь жду Твоей милости. О Радхарани, если Ты не даруешь мне ее, то я буду считать свою жизнь во Вриндаване бессмысленной. Я даже не желаю милости Кришны. Зачем мне Кришна, если я не обрету Твою милость? Ты наивысшая служанка Кришны, и лишь под Твоим руководством я желаю этого служения. Без связи с Тобой я не получу этого, и уверен в этом полностью. Кришна обладает множеством форм, но ра̄дха̄-сан̇ге йада̄ бха̄ти, тада̄ ’мадана-мохитах̣: когда Ты с Кришной, мы видим, что Кришна принимает экстатический облик. Поэтому я нуждаюсь в Твоей милости. Все свое время я провожу лишь ради того, чтобы обрести Твою милость. Моя единственная молитва: “Прошу Тебя, осчастливь меня Своей милостью”. Я нуждаюсь в служении Твоим лотосоподобным стопам. Я не желаю общения с Кришной без Тебя; такое служение Кришне ничего не стоит. Ничего, кроме Твоего служения, не может принести счастье Кришне, поэтому мне необходимо служение Тебе».

В писаниях приводятся слова Кришны:

…мад бхакта̄на̄м̇ ча йе бхакта̄с
те ме бхакта-тама̄х̣ мата̄х̣

«Мой дорогой Партха, тот, кто объявляет себя Моим преданным, не является таковым. Лишь личность, преданная Моему преданному, действительно предана Мне» («Ади-пурана»).

Мы можем найти множество шлок в «Шримад-Бхагаватам», Шримад Бхагавад-гите и других писаниях, где объясняется этот момент. Поэтому Шрила Дас Госвами говорит: «Сам Кришна удовлетворен лишь общением со Своими преданными; поэтому я нуждаюсь в Твоей милости, и лишь в этом моя надежда. Когда-нибудь я обрету ее. Я провел всю жизнь на Радха-кунде, однако еще не обрел ее!»

Такова молитва Шрилы Даса Госвами. Его цель — лишь служение Шримати Радхарани. Однако лишь по особой милости спутниц Шримати Радхарани мы можем обрести ощущение столь сильной жажды.

Шрила Нароттам Тхакур писал в одной песне:

нита̄йер корун̣а̄ хабе, брадже ра̄дха̄-кр̣ш̣н̣а па̄бе (5)

Нитьянанда Прабху может дать нам разрешение войти в тот мир, но Он может дать только «паспорт». И лишь спутницы Шримати Радхарани могут дать нам «визу» в этот мир высочайшего служения Господу. Поэтому мы возносим молитвы нашему Шриле Гуру Махараджу, ибо он — неотличное проявление Шримати Радхарани.

а̄ча̄рйа̄м̇ ма̄м̇ виджа̄нӣйа̄н
на̄ваманйета кархичит
на марттйа буддхйа̄ сӯйета
сарвва дева-майо гурух̣

(«Шримад-Бхагаватам», 11.17.27) 6

Кришна лично нисходит как Гуру, но когда мы видим подлинный облик Гуру, то понимаем, что он — величайший слуга Шри Кришны.

Шрила Вишванатх Чакраварти Тхакур в своей «Гурваштаке» сказал:

йасйа праса̄да̄д бхагават-праса̄до
йасйа̄праса̄да̄т на гатих̣ куто ’пи
дхйа̄йам̇ стувам̇с тасйа йаш́ас три-сандхйам̇
ванде гурох̣ ш́рӣ-чаран̣а̄равиндам (7)

никун̃джа-йӯно рати-кели-сиддхйаир
йа̄ йа̄либхир йуктир апекш̣ан̣ӣйа̄
татра̄ти-да̄кш̣йа̄д ати-валлабхасйа
ванде гурох̣ ш́рӣ-чаран̣а̄равиндам (8)

Из этих шлок мы можем понять положение Гурудева. Шрила Прабхупада Сарасвати Тхакур сказал, что если мы сможем в высшем смысле осознать это, то увидим Гурудева как Шримати Радхарани, то есть наивысшую служанку Шри Кришны. Обрести же подобное видение мы можем лишь по милости нашего Шрилы Гуру Махараджа. Не обретя его, мы не сможем войти в мир Прекрасной Реальности — этот запредельный мир.

По милости Шрилы Гуру Махараджа мы собрались здесь и взываем к лотосоподобным стопам Гурудева. Если волна милости Шрилы Гуру Махараджа затопит наше сердце, то мы обретем позволение войти в этот мир. Множество раз Шрила Гуру Махарадж объяснял и прославлял кришна-лилу, и каждый раз он давал нам ключ: мы должны следовать настроению служения Лалиты Деви.

Настроение Лалиты Деви — это непрерывное служение двадцать четыре часа в сутки, и подобное же настроение распространяется на всю ее группу. Кроме того, все группы проникнуты этим служением. Поэтому нам необходимо обрести милость Шрилы Гуру Махараджа. Иного пути нет, ибо он занимает положение патриарха всей Рупануга-сампрадаи. Он величайший слуга Лалиты Деви, и этот слуга — Шримати Рупа Манджари.

Шриман Махапрабху назначил Шрилу Рупу Госвами во главе Своей сампрадаи. Мы получили связь в этой линии, и однажды все наши устремления в этом сокровенном служении непременно исполнятся. Этой надеждой мы живем.

 

________________________________
1 ↑ «Чистое преданное служение в сознании Кришны не может быть достигнуто даже совершением благочестивой деятельности за сотни и тысячи жизней. Его можно обрести, заплатив лишь одну цену, — горячее стремление его получить. Если это где-то есть, нужно приобрести его без промедления».

2 ↑ «Во время духовного посвящения, когда преданный полностью вручает себя Господу, Кришна признает его неотличным от Себя. Когда преданный благодаря самопреданию обретает духовное существование, он начинает служить лотосоподобным стопам Господа, пребывая в трансцендентном теле».

3 ↑ Манаса Дехо Гехо, стихи 1 и 2.

4 ↑ Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж объясняет этот стих следующим образом: «Эта шлока — молитва, обращенная к Радхарани. Она выражает особого рода надежду, которая настолько сладостна и утешительна, что сравнивается с безграничным океаном нектара. Он [Шрила Рагхунатх Дас Госвами] говорит: “Лишь благодаря этой надежде я еще живу в эти скорбные времена. Эта надежда поддерживает меня. Ее упоительный нектар влечет меня и дает силы жить. Я влачу свои дни ради того единственного, в чем смогу найти избавление. Я лишен общения с Mахапрабху, Сварупой Дамодаром и другими великими душами, но тем не менее живу. Почему? Меня озаряет луч надежды. Она столь велика и открывает передо мной нечто столь возвышенное! Однако сейчас терпение мое иссякло. Я не могу больше ждать — я дошел до предела. Если прямо сейчас Ты не явишь Свою милость, для меня все будет навеки потеряно. Я утрачу всякий вкус к жизни. Она потеряет для меня всякий смысл. Без Твоей благосклонности мне не прожить и мгновения. Даже Вриндаван, который мне дороже жизни, внушает мне отвращение. Это причиняет мне невыносимую боль. Что уж говорить о другом — даже Кришна противен мне. Стыдно сказать, но я не смогу полюбить даже Кришну, пока Ты не примешь меня в сокровенный круг Своих служанок, которыми я всецело очарован. Без служения в кругу Твоих слуг все для меня лишено вкуса. Я не могу жить даже во Вриндаване. Даже Кришна не привлекает меня”. Такова молитва Рагхунатха Даса Госвами» (этот комментарий приводится в книге «Шри Гуру и его милость»).

5 ↑ «Если Нитьянанда одарит тебя Своей милостью, то ты достигнешь Радхи и Кришны во Врадже» («Манах-шикша», 3).

6 ↑ Господь Кришна говорит: «Следует знать, что ачарья — это Я. Никогда не следует проявлять к нему какую-либо непочтительность. Не следует ему завидовать, считать его обычным человеком, ибо он представитель всех богов».

7 ↑ «Я поклоняюсь лотосоподобным стопам духовного учителя, всегда прославляя его и медитируя на него — утром, днем и вечером. Только по его милости можно обрести милость Господа, и если он не удовлетворен какой-либо душой, то ей негде более обрести прибежища» («Шри Шри Гурваштака», стих 8).

8 ↑ «Я поклоняюсь лотосоподобным стопам духовного учителя, который бесконечно дорог Верховной Божественной Чете, развлекающейся в рощах Враджи, и который сведущ в тех приготовлениях, что совершают сакхи в служении любовным играм Божественной Четы» («Шри Шри Гурваштака», стих 6).

Переводчик на русский язык: Вриндаван Чандра дас
Редактор и составитель примечаний: Традиш дас

http://harekrishna.ru/2013/09/13445-my-dolzhny-sledovat-nastroeniyu-sluzheniya-lality-devi.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *